Некоторые факты из биографии М.Л. Галлая

 

Марк Лазаревич Галлай родился 16 апреля 1914 года в Санкт-Петербурге. И, практически не задумываясь, выбрал профессию и дело жизни. Среди "ступеней дела жизни" был Ленинградский институт инженеров ГВФ, Политехнический институт (отделение аэродинамики), аэроклуб при институте; ЦАГИ, где из работающих там летчиков, инженеров и техников стали готовить летчиков-испытателей.  Начиная с 1937 года, Галлай работал летчиком-испытателем. Еще в довоенные годы он провел ряд весьма сложных и рискованных летных испытаний, связанных с мало исследованными в авиации явлениями (в том числе флаттером).

В июле-сентябре 1941 года Галлай - летчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО Москвы), –  совершил 10 ночных боевых вылетов на самолете МиГ-3 для отражения вражеских налетов. Сбил самолет противника в самом первом бою над Москвой 22 июля 1941 года. В январе-марте 1942 г. Галлай – заместитель командира авиаэскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного полка (Калининский фронт), совершил 28 боевых вылетов на самолете Пе-2 (в то время за 30 вылетов на «штурмовку» присваивали звание Героя Советского Союза); в мае-июне 1943 г. – лётчик 890-го авиационного полка (Авиация дальнего действия), совершил 7 боевых вылетов в качестве второго пилота самолета Пе-8 на бомбардировку в глубокий тыл противника.

В июне 1943 г. был сбит над территорией, оккупированной врагом, и выпрыгнул с парашютом (получил серьёзную травму позвоночника, ударившись об сосну). Самостоятельно вышел на партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область) и через 12 дней на самолете был вывезен на «Большую» землю.

 

Позже – работа в Летно-исследовательском институте. Испытание первого отечественного реактивного истребителя МиГ-9, дальнего стратегического бомбардировщика Ту-4, первого вертолета Ми-1 и тп. Увольнение в 1951 году в период так называемой борьбы с космополитизмом – фактически по причине "пятого пункта" и возвращение на испытательскую работу после смерти Сталина.

За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, 1 мая 1957 года Марку Галлаю было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1958 году он был уволен в запас в звании полковника, а через год в числе первых ему было присвоено звание заслуженного летчика-испытателя СССР.

 

Принимал значительное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ и методическом руководстве летными испытаниями новых летательных аппаратов (Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22 и других). Занимался научно-исследовательской работой в области динамики полета, стал доктором наук, получил звание профессора.

 

Во время войны Галлай был летчиком-инструктором, учил фронтовых летчиков летать на самолетах, а после войны – его назначили наставником первых шести космонавтов, среди которых были Гагарин и Титов. Он иронизировал: «Как я могу учить тому, чего не знаю? Ведь я ни разу не был в космосе». Но было решено, что космонавтов должны готовить к неизвестному именно летчики-испытатели, которые профессионально обязаны быть готовы к любым неожиданностям, возникающим в полете. В 1960-1961 годах он работал инструктором-методистом первого отряда космонавтов. Кстати, сказал как-то о том отряде: «В любом авиационном полку можно было набрать двадцать таких лётчиков…». То есть, каждый из той шестерки мог быть первым. И полет прошел бы благополучно, окажись тогда в космосе любой из его подопечных.

 

Помимо Золотой звезды Героя Марк Галлай был награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом "Знак Почета", медалями.

Еще при жизни имя Марка Галлая было присвоено одной из малых планет. Марк Лазаревич Галлай умер 14 июля 1998 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. На доме, по адресу ул. Спиридоновка, д.9/2, где он жил и работал последние 20 лет жизни, а сейчас живут его внучка Валерия Галлай и правнучки Аня и Соня, открыта мемориальная доска.